«Река времени»
Бобышева Екатерина Александровна ,
МБДОУ «Детский сад № 1 г.Конаково»
№1
Картотека игровых заданий, проблемных и образовательных ситуаций для дошкольников
с использованием «реки времени»
«Река времени»
Вводная часть.
1.Организационный момент.
– Ребята, я чуть не забыла, мне сегодня по дороге в д/сад передали вот этот Фикси бокс, и сказали, там все на ней написано. (Воспитатель идет в спальню и берет бокс).
– Посмотрите, что это за бокс такой. Так, ага, кто же нам его передал, как вы думаете? Да, верно, это наши маленькие помощники Симка и Шпуля, вот и записка от них.
«Дорогие ребята, в Фикси боксе находится предмет, игрушка, о котором пойдет речь сегодня, а что именно, для этого вам нужно отгадать загадку:
Чтоб тебя я повез,
Мне не нужен овес.
Накорми меня бензином
На копытца дай резину
И тогда, поднявши пыль,
Побежит……(автомобиль)
– Верно, это машина верный друг и помощник человека. Сегодня на дорогах можно увидеть различные марки автомобилей.
– Какие марки автомобилей вы знаете?
– Для чего человеку нужна машина?
– Как вы думаете, давным – давно были автомобили?
– Как же появился автомобиль?
2.«Ученая сова»
– Ребята, а вы хотели бы побывать юными – исследователями и узнать, как же все-таки появился автомобиль?
(предлагаю детям получить эмблемы, которые они сами берут и одевают на себя)
– Итак, уважаемые исследователи, с чего нам начать наше исследование?
– Куда мы, как вы думаете должны отправиться, чтобы узнать, как появился автомобиль?
– А на каком транспорте можно совершить путешествие в прошлое?
– Мы сегодня отправимся на нашем волшебном троллейбусе, но для начала я предлагаю на нем покатать наш автомобиль.
(помещаю в середину экрана изображение автомобиля)
– Кто из вас помнит, как будет двигаться наш автомобиль?
– Если поедем высоко в гору, о чем мы узнаем? (где можно встретить этот транспорт – переворачиваю картинку) ответы детей
– Если съезжать с горы вниз, о чем мы узнаем? (части автомобиля – дети перечисляют, и воспитатель меняет картинку)
– Если повезем автомобиль влево, о чем узнаем? (прошлое)
– Если в право? (то будущее)
3.«Волшебный троллейбус»
– Наш автомобиль поехал влево, это значит, что? Пора, отправляться в прошлое …
– Прошу вас, занять посадочные места в нашем волшебном троллейбусе, усаживаетесь поудобнее. Поехали!
– мы будем ехать на нашем троллейбусе, все рассматривать из окошек и запоминать все интересное.
(звучит запись движения троллейбуса до тех пор, пока я не расскажу детям о реке времени, которая протекает около нас)
– Ребята, вы, наверное, обратили внимание, что по правую сторону от нас протекает, что? (река)
– Но это не просто река, это «река времени».
– А почему, как вы думаете, она так называется?
– Да, время образно сравнивают с полноводной рекой, которая всегда течет в одном направлении. Точно так же и время идет только вперед. Никому еще не удавалось попасть в прошлое, так же, как и в будущее. Но так как у нас «волшебный троллейбус», то мы сегодня и попробуем.
4. «Древность»
– Посмотрите вперед перед собой мы, где мы оказались?
– Да, мы попали в эпоху «древность»
– Расскажите, как жил первобытный человек?
(жил в пещере, носил шкуры животных, готовил пищу на костре, охотился на диких животных, транспортом ему служили его собственные ноги)
5.«Человек первобытный с лошадью»
– Шли годы. Древний человек все думал, как же ему облегчить свою жизнь.
– И что он придумал? (он однажды приручил дикую лошадь)
– Какую помощь человеку оказывала лошадь? (охотился верхом на ней, пахал землю, перевозила грузы)
– Лошадь стала для человека первым транспортом.
– Каких животных приручил еще человек, чтобы передвигаться и возить грузы? (бык, осел, собака, …)
6.«Колесо»
– Человеку очень хотелось передвигаться быстрее, и как вы думаете, что он придумал? (колесо)
– Да, колесо – великое изобретение, которое изменило жизнь людей.
– Какую роль выполняет колесо? (необходимая часть машины, машина едет)
— Вот они придумали колесо, и как же дальше с ним быть?
– Что с ним делать? (ответы детей)
7.«Первая повозка»
– Верно, люди стали делать самые простые повозки на колесах. Изначально колеса представляли собой сплошной круг, который намертво скреплялся с основной осью и вращался, соответственно вместе с ней. Такие повозки были очень громоздкими и неповоротливым на поворотах.
8. «Повозка с мулами»
В такие повозки запрягали неторопливых быков – мулов.
9.«Река времени»
– Итак, уважаемые исследователи, предлагаю сделать остановку, выйти из троллейбуса, и пройти к реке времени поближе. С помощью карточек, которые лежат перед вами, мы отметим какой период времени мы посетили? (дети выбирают эпоху). И чем же нам запомнился он нам, какими значимыми событиями? Что появилось на этом этапе времени? (дети выбирают и вывешивают)
– Молодцы, ребята, продолжим наше путешествие?
10. «Волшебный троллейбус»
– Занимаем посадочные места, трогаемся в путь дальше.
11 «Старина»
– Следующая эпоха, которую мы с вами посетим, называется «Старина».
– Как вы понимаете слово «старина»?
– Посмотрите, как уже одеты дети в это время. Что-то изменилось? Что?
– А как вы думаете, в транспорте в эту эпоху произошли какие-то изменения?
– Какие?
12.«Телега»
– А что это за повозка такая? Как она называется? (телега)
– Она отличается от предыдущей повозки? Чем?
– Как телега использовалась человеком?
13.«Женщины на телеге»
– А какие средства передвижения еще использовались людьми в «старину»?
14.«коллаж телега, сани, карета»
– Как мы уже заметили, разнообразии транспортных средств передвижения становиться уже чуть больше.
15.«Сани»
– Как использовали сани?
16.«Карета»
– А чем карета отличается от телеги?
– Кто мог позволить себе ездить на карете в то время?
— Вот так появляется первый транспорт на колесах!
17.«Река времени»
– Сейчас у нас намечается остановка, что нам нужно будет сделать?
Физкультминутка:
– Ребята, у нас есть предмет, похожий на колесо – обруч. Он тоже может катиться. Предлагаю вам немного размяться и посоревноваться. Кто из вас, самый внимательный и ловкий (объясняю правила)
18.«Волшебный троллейбус»
– Молодцы, ребята, предлагаю вам снова продолжить наше путешествие!
19.«эпоха Возрождения»
– Следующая эпоха, которую мы с вами будем изучать – эпоха Возрождения. Такое сложное и интересное слово (закрепление словаря).
– Как вы поминаете слово «возрождение»?
– Шли годы, людям хотелось, чтобы перемещаться можно было удобнее, быстрее и на дальние расстояния.
– Человек думал, как сделать так, чтобы повозка поехала сама без лошади?
– Как вы думаете, что они придумали?
20.«Паровой автомобиль»
– Что же приводило в движение автомобиль?
– Для чего этой машине такой большой котел? (в медный котел наливали воду и топили его дровами, чтобы получить пар. Пар приводил в движение двигатель и автомобиль сам двигался, но он развивал очень низкую скорость, всего 16 км/ч)
– Так появился первый паровой двигатель
21.«Первый бензиновый автомобиль»
– А что это за транспорт? Может из вас кто-то знает?
— Это первый автомобиль, который заправлялся бензином.
– Что вы можете рассказать о нем? (колеса разные: 2 больших сзади и 1 маленькое переднее, нет тяжелого котла)
– Как управляли таким автомобилем? (с помощью ручки)
22.«Генри Форд»
– Дорогие исследователи, это Генри Форд – первый человек изобретатель, который создал доступный для всех жителей планеты автомобиль.
— Вот такой, который вы видите перед собой.
23.«Автомобиль
– Что можете сказать про этот автомобиль? (крыша, 4 одинаковых колеса, фары, руль, двери)
24.«коллаж автомобили Форда»
– Началось время автомобилей в честь Генри Форда.
— Вот мы и познакомились поближе с эпохой Возрождения. Останавливаемся.
25.«Река времени»
–Ребята, понравилось вам путешествовать в прошлое?
– Но нам пора возвращаться.
26.«г. Конаково центр»
– В каком времени мы очутились?
– Как вы догадались?
– А может быть, кто-то узнал место, куда мы приехали?
– Что мы видим в нашем городе, справа от фонтана? (машины)
27.«Автомобиль»
– Чем удобен современный автомобиль? (навигаторы, подушки безопасности, кондиционер, подогрев сидений и т.д.)
– Как чувствует человек себя в своем автомобиле? (комфортно, уютно)
28.«Река времени»
– Исследователи, а вот и остановка, пора нам отправиться к реке времени.
Игра «Хорошо – плохо»
– Я хочу предложить вам поиграть на берегу реки. Образуйте круг.
– Ребята, вот как вы думаете, автомобиль — это хорошо? Почему? (дети передают мяч по кругу)
– Скажите, может быть автомобиль — это плохо? Почему?
29.«Автомобиль будущего»
– Ребята, где мы еще не были?
– В будущем времени.
– Предлагаю заглянуть туда, прокатится.
– Каким вы представляете автомобиль будущего?
– Да ученые изобретатели работают над машинами будущего, т.к. мы не можем себе представить жизнь без автомобилей, ведь теперь он – друг и помощник человека.
– Эти знания, мы не можем отметить на реке времени, т.к. никому нельзя заплыть реку наперед. Верно?!
– Об этом мы можем только пофантазировать.
Итог.
– Ребята, вам понравилось быть исследователями?
– Что нового и интересного вы узнали в путешествии?
-Кто хочет может еще раз пройти вдоль берегов реки времени, наш автомобиль мы возвращаем Симке и Шпульке обратно …
Воспитатель находит раскраски в боксе и предлагает детям их раскрасить дома или в группе, а затем оформить их в альбом.
с использованием физической (географической) карты
Для игры можно воспользоваться любой географической картой – может быть карта Мира, России, Европы и др. Для маленьких детей лучше всего брать карту полушарий, у которой нет множества надписей. На ней обозначены материки и океаны.
Такую карту можно прикрепить на стене и приступить вместе с ребенком к ее изучению. Начните сначала с материков, крупных участков суши, затем переходите к океанам, далее к крупным полуостровам и островам, рекам и так далее.
Когда вы показываете ребенку конкретный объект, то нужно его обводить по контуру, если это река, то вдоль. В магазинах можно купить заламинированную карту, она стоит немного дороже, однако на ней можно рисовать фломастером. На такой карте можно писать и приклеивать при помощи скотча картинки с изображением животных, природы и архитектурных сооружений.
Если у вас нет возможности повесить карту на стену, то не расстраивайтесь, с ней можно очень интересно играть и на полу. Если карта большая, то устройте из нее классики, пусть малыш попрыгает с одного материка на другой, а по экватору нужно ходить, как по канату (конечно, если карта прочная).
Увлекательной игрой может быть морское путешествие. Возьмите маленькие кораблики (нам попадались в киндер-сюрпризах) и отправьтесь в кругосветное путешествие. Бросайте кубик и ходите по клеточкам. На ламинированной карте можно даже нарисовать фломастером точки для путешествия. В процессе путешествия озвучивайте, куда вы плывете и в каком океане сейчас находитесь. Все это поможет ребенку запомнить материки и океаны. Обогатите путешествие картинками природы материков и животными, которые там обитают. Сделайте небольшую подборку картинок по каждому материку и океану, и когда вы доплываете к следующему материку, устраивайте презентацию животного и растительного мира.
Карта-пазл
Хорошо, если вы купите несколько карт, одна будет висеть у вас на стенке, а другую можно будет наклеить на плотный картон и разрезать на 6–12-24 частей. Пусть ребенок научится собирать целую карту. Интересно будет собирать карты разного масштаба. Например, на стене у вас висит большая карта, а на полу ребенок собирает точно такую же, только меньшего масштаба. Помогайте ребенку собирать карту и называйте части карты – «это Европа, а это Австралия».
Я знаю пять географических названий
Для игры вам понадобится карта, указка или карандаш. Мама берет указку, и говорит: «Я знаю пять географических названий» и называет (океаны, моря, города, реки и другие объекты). Задача ребенка показать все названные мамой объекты. Если ребенок справляется с заданием, он получает приз. Немного позже можно поменяться ролями, пусть ребенок говорит вам «Я знаю пять географических названий» и называет их вам, а вы должны их найти на карте. Игра учит ребенка ориентироваться на географической карте, знакомит его с материками, малыш в игровой форме запоминает множество географических объектов.
Угадайка
После того, как вы хорошо познакомите ребенка с картой, можно переходить к загадкам или угадайкам. Взрослый делает описание того или иного объекта в общих чертах, постепенно уточняя их. Например, так: «Этот материк находится в таком-то полушарии…, его омывает Тихий океан, там протекает река … и расположен город …». Задача ребенка угадать то, что вы загадали. Постепенно переходите от крупных материков, островов к мелким объектам, морям, рекам и городам.
Картотека игр и проблемных ситуаций
Проблемная игровая ситуация "Не поделили игрушку"
Ход игры: Воспитатель сообщает детям, что сегодня к ним рано утром в детский сад прилетел Карлсон и оставил много игрушек. Воспитатель достает из сумки (посылки) новые игрушки, они все разные и заметно отличаются. Воспитатель предлагает детям разобрать их, а сам наблюдает со стороны. Как правило, дети стараются взять наиболее интересные, яркие игрушки. Претендентов на "самые хорошие" игрушки оказывается слишком много. В группе между детьми складывается конфликтная ситуация : кому достанется та или иная игрушка?
Воспитатель успокаивает ребят и предлагает разобраться всем вместе в сложившейся ситуации : "Как же нам быть, ребята? Ведь игрушка одна, а желающих с ней поиграть много".
Воспитатель предлагает детям для обсуждения различные варианты разрешения конфликтной ситуации.
- отдать игрушку тому, кто взял ее первым;
- никому не давать игрушку, чтобы не было обидно;
- играть всем вместе;
- посчитаться;
- играть с игрушкой по очереди;
- отдать игрушку Кате, потому что она сама грустная и др.
Эффективность выбора действия часто оценивается его последствиями, а для ребенка сделать такую предвосхищающую оценку самостоятельно - проблематично. Естественно, этому детей необходимо поэтапно учить.
Игра «Ссора»
Цель: учить детей анализировать поступки, находить причину конфликта; дифференцировать противоположные эмоциональные переживания: дружелюбие, враждебность. Знакомить детей с конструктивными способами решения конфликтных ситуаций, а так же способствовать их усвоению и использованию в поведении.
Ход игры. Для игры необходима «волшебная тарелочка» картинка с изображением двух девочек
Воспитатель (обращает внимание детей на «волшебную тарелочку», на дне которой лежит картинка с изображением двух девочек). Дети, я хочу вас познакомить с двумя подругами: Олей и Леной. Но посмотрите на выражение их лиц! Как вы думаете, что случилось?
Поссорились
Мы поссорились с подругой
И уселись по угла.
Очень скучно друг без друга!
Помириться нужно нам.
Я ее не обижала –
Только мишку подержала,
Только с мишкой убежала
И сказала «Не отдам!»
(А. Кузнецова)
Вопросы для обсуждения:
- Подумайте с скажите6 из-за чего поссорились девочки? (из –за игрушки)
- А вы когда – нибудь ссорились со своими друзьями? Из –за чего?
- А что чувствуют те, кто ссорится?
- А можно обойтись без ссор?
- Подумайте, как девочки могут помириться?
Выслушав ответы, воспитатель предлагает один из способов примирения – автор как закончил эту историю:
Дам ей мишку, извинюсь,
Дам ей мячик, дам трамвай
И скажу: «Играй, давай!»
(А. Кузнецова)
Воспитатель акцентирует внимание на том, что виновник ссоры должен уметь признавать свою вину
Рефлексия
Прощание
№2
Образовательная область "Познавательное развитие"
Основная цель: Развитие у детей познавательных интересов, познавательных способностей.
Задачи познавательного развития в федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования:
• Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации
• Формирование познавательных действий, становление сознания
• Развитие воображения и творческой активности
• Формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, тепе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.)
• Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Направления реализации образовательной области «Познавательное развитие»: 1.Развитие познавательно-исследовательской деятельности;
2.Формирование элементарных математических представлений;
3.Приобщение к социокультурным ценностям;
4.Ознакомление с миром природы.
Основные задачи реализации образовательной области «Познавательное развитие» в программе «От рождения до школы»
1. Развитие познавательно-исследовательской деятельности:
· Развитие познавательных интересов детей, расширение опыта ориентировки в окружающем, сенсорное развитие, развитие любознательности и познавательной мотивации;
· Формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности;
· Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
· Развитие восприятия, внимания, памяти, наблюдательности, способности анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений окружающего мира;
· Умения устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения.
2.Приобщение к социокультурным ценностям:
· Ознакомление с окружающим социальным миром, расширение кругозора детей, формирование целостной картины мира.
· Формирование первичных представлений о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
· Формирование элементарных представлений о планете Земля как общем доме людей, о многообразии стран и народов мира.
3.Формирование элементарных математических представлений:
· Формирование элементарных математических представлений, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира: форме, цвете, размере, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени.
4.Ознакомление с миром природы
· Ознакомление с природой и природными явлениями.
· Развитие умения устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
· Формирование первичных представлений о природном многообразии планеты Земля. Формирование элементарных экологических представлений.
· Формирование понимания того, что человек — часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать ее, что в природе все взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
· Воспитание умения правильно вести себя в природе.
· Воспитание любви к природе, желания беречь ее.
Принципы реализации образовательной области «Познавательное развитие»
· принцип интеграции позволяет знакомить детей с разными областями знаний, тесно связанных между собой.
· принцип деятельности и интерактивности предоставляет ребенку возможность реализовывать разные виды детской деятельности, поддерживать детскую инициативу.
· принцип научности подразумевает, что все сведения должны достоверно объяснять различные процессы, явления на доступном и в то же время научном уровне.
· принцип природосообразности позволяет учитывать психофизиологические особенности детей каждого возраста, следовать объективным законам их развития и создавать условия для раскрытия личностного потенциала ребенка;
· принцип партнерства связан тесно с реализацией прав ребенка, обеспечивает тесное сотрудничество взрослых и детей.
· принцип развивающего содержания образовательно-игровой деятельности – содержание обучения и воспитания должно быть: развивающим, проблемным, поисковоисследовательским, проектным, предоставлять возможность для свободного творчества ребенка.
Формы работы с детьми образовательная область «Познавательно развитие»
содержание |
Совместная деятельность |
Режимные моменты |
Самостоятельная деятельность |
Формирование элементарных математических представлений · количество и счет · величина · форма · ориентировка в пространстве · ориентировка во времени |
Интегрированные занятия Проблемно – поисковые ситуации Упражнения Игры (дидактические, подвижные) Рассматривание Наблюдение Досуг, КВН, Чтение |
Игровые упражнения Объяснение Рассматривание Наблюдение |
Игры (дидактические, развивающие, подвижные) |
2. Детское экспериментирование |
Интегрированные занятие Экспериментирование Обучение в условиях специально оборудованной полифункциональной интерактивной среде Игровые занятия с использованием полифункционального игрового оборудования Игровые упражнения Игры (дидактические, подвижные) Показ Игры Тематическая прогулка КВН (подг.гр.) |
Игровые упражнения Напоминание Объяснение Обследование Наблюдение Наблюдение на прогулке Игры экспериментирования Развивающие игры Проблемные ситуации |
Игры (дидактические, развивающие, подвижные) Игры – экспериментирования Игры с использованием дидактических материалов Наблюдение Интегрированная детская деятельность (включение ребенком полученного сенсорного опыта его практическую деятельность: предметную, продуктивную) |
3.Формирование целостной картины мира, расширение кругозора предметное и социальное окружение · ознакомление с природой
|
Сюжетно – ролевая игра Игровые обучающие ситуации Наблюдение Рассматривание, просмотр фильмов, слайдов Труд в уголке природе, огороде, цветнике Целевые прогулки Экологические акции Экспериментирование , опыт Моделирование Исследовательская деятельность Комплексные, интегрированные занятие Конструирование Развивающие игры Беседа Рассказ Создание коллекций, музейных экспозиций Проектная деятельность Проблемные ситуации Экологические, досуги, праздники, развлечения |
Сюжетно – ролевая игра Игровые обучающие ситуации Наблюдение Труд в уголке природе, огороде, цветнике Подкормка птиц Выращивание растений Экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Беседа Рассказ Создание коллекций, музейных экспозиций Проблемные ситуации |
Сюжетно – ролевая игра Игры с правилами Рассматривание Наблюдение Экспериментирование Исследовательская деятельность Конструирование Развивающие игры Моделирование Самостоятельная художественно – речевая деятельность Деятельность в уголке природы |
Формы взаимодействия с семьями воспитанников при реализации образовательной области «Познавательное развитие»
1. Информирование родителей о содержании и жизнедеятельности детей в ДОУ, их достижениях и интересах: Чему мы научимся (Чему мы научились) Наши достижения, Познавательно – игровые мини – центры для взаимодействия родителей с детьми в условиях ДОУ, Выставка продуктов детской и детско – взрослой деятельности (рисунки, поделки, рассказы, проекты и т.п.)
2. Академия для родителей» Цели: Выявление психолого – педагогических затруднений в семье, Преодоление сложившихся стереотипов, Повышение уровня компетенции и значимости родителей в вопросах воспитания и развития дошкольников, Пропаганда гуманных методов взаимодействия с ребенком.
3.Собеседование с ребенком в присутствии родителей. Проводиться с целью определения познавательного развития дошкольника и является тактичным способом налаживания общения с родителями, демонстрации возможностей ребенка. Опосредованно предостерегает родителей от авторитарного управления развитием ребенка и жестокой установки на результат.
4. Совместные досуги и мероприятия на основе партнерской деятельности родителей и педагогов.
5. Ознакомление родителей с деятельностью детей (видеозапись). Использование видеоматериалов с целью проведения индивидуальных консультаций с родителями, где анализируется интеллектуальная активность ребенка, его работоспособность, развитие речи, умение общаться со сверстниками. Выявления причин негативных тенденций и совместный с родителями поиск их преодоления.
6.Открытые мероприятия с детьми для родителей
7. Посещение культурных учреждений при участии родителей ( театр, библиотека, выставочный зал и др.) с целью расширения представлений об окружающем мире, формирования адекватных форм поведения в общественных местах , воспитания положительных эмоций и эстетических чувств.
8.Совместные досуги, праздники, музыкальные и литературные вечера на основе взаимодействия родителей и детей.
9.Совместные наблюдения явлений природы, общественной жизни с оформлением плакатов, которые становятся достоянием группы. Помощь родителей ребенку в подготовке рассказа или наглядных материалов (изобразительная деятельность, подбор иллюстраций и др.)
10. Создание в группе тематических выставок при участии родителей: «Дары природы», «История вещей», «Родной край», «Любимый город», «Профессии наших родителей», «Транспорт» и др. с целью расширения кругозора дошкольников.
11.Совместная работа родителей с ребенком над созданием семейных альбомов «Моя семья», «Моя родословная», «Семья и спорт», «Я живу в городе Конаково», «Как мы отдыхаем» и др. 12. Совместная работа родителей, ребенка и педагога по созданию альбома «Мои интересы и достижения» и др.; по подготовке тематических бесед «Мои любимые игрушки», «Игры детства моих родителей», «На пороге Новый год»
13. Проведения встреч с родителями с целью знакомства с профессиями, формирования уважительного отношения к людям труда.
14. Организация совместных выставок «Наши увлечения» с целью формирования у детей умения самостоятельно занять себя и содержательно организовать досуг.
15.Создание в группе «коллекций» - наборы открыток, календарей, минералов и др. предметов для познавательно – творческой работы.
16.Совместные создание тематических альбомов экологической направленности «Птицы», «Животные», «Рыбы», «Цветы» и т.д.
17. Воскресные экскурсии ребенка с родителями по району проживания, городу с целью знакомства. Совместный поиск исторических сведений о нем.
18.Совместный поиск ответов на обозначенные педагогом познавательные проблемы в энциклопедиях, книгах, журналах и других источниках.
19. Игротека в детском саду с приглашением родителей и других членов семьи.
Совместные выставки игр – самоделок с целью демонстрации вариативного использования бросового материала в познавательно – трудовой деятельности и детских играх
|
Содержание образовательной области «Познавательное развитие»
Тематический модуль
«Развитие познавательно – исследовательской деятельности»
Формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:
обучение в повседневных бытовых ситуациях;
самостоятельная деятельность в развивающей среде.
занятия;
опыты (экспериментирование);
коллекционирование;
развивающие игры;
изобразительная деятельность;
конструкторская деятельность;
трудовая деятельность;
наблюдения;
игровая деятельность ( сюжетно – ролевые игры, игра – драматизация, подвижные игры).
Методы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности:
1.Наглядные: наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния
предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным
признакам, рассматривание картин, демонстрация фильмов)
2.Практические: игры, дидактические игры: предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия, подвижные игры, творческие игры (в том числе строительные), труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд), элементарные опыты.
3.Словесные: рассказ, беседа, чтение
4.Методы, повышающие познавательную активность:
Элементарный анализ
Сравнение по контрасту и подобию, сходству
Группировка и классификация
Моделирование и конструирование
Ответы на вопросы детей
Приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы
5.Методы, вызывающие эмоциональную активность:
Воображаемая ситуация
Придумывание сказок
Игры-драматизации
Сюрпризные моменты и элементы новизны
Юмор и шутка
Сочетание разнообразных средств на одном занятии
6.Методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности:
Прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности
Перспективное планирование
Перспектива, направленная на последующую деятельность
Беседа
7.Методы коррекции и уточнения детских представлений:
Повторение
Наблюдение
Экспериментирование
Создание проблемных ситуаций
Делимся опытом