Советы логопеда
Советы логопеда
Полноценная речь ребенка является непременным условием его успешного обучения в школе.
Поэтому очень важно устранить все недостатки звукопроизношения еще в дошкольном возрасте, до того, как они превратятся в стойки й, сложный дефект. Кроме того, важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно, а главное – она наиболее гибка и податлива, поэтому все виды речевых нарушений преодолеваются легче и быстрее.
Правильное звукопроизношение у детей достигает звуковой нормы к 4-5 годам. Если же этого не происходит и возрастные несовершенства произношения звуков не исчезают, то значит, ребенок нуждается в специальной логопедической помощи. А тесный контакт детского сада с семьей обеспечивает наибольший успех в своевременном исправлении речи у детей. Для более прочного закрепления полученных навыков на занятиях с логопедом необходимо повторение в домашних условиях.
Процесс закрепления произношения нового звука в разговорной речи у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться быстрого, свободного произношения звука в слове, надо много упражняться в произношении слов с этим звуком.
Часто дети легко произносят новый звук, например, «р», в начале слова (рама, рыба), но в середине и конце слова и в сочетании с согласными звук «р» им не удается (ворона, топор, горка, пробка). Иногда ребенок хорошо произносит звук «р» в словах с гласным «а» (например, ракета), но с другими гласными не удается.
Процесс закрепления звука в речи начинается с произношения звука в слогах и в начале слова. Просто слоговые упражнения очень скучны для детей. Поэтому произношение звука в слогах лучше давать в форме шуток-чистоговорок. Рифмы и ритм этих шуток облегчают произношение и запоминание звуков. Слоговой компонент шутки-чистоговорки способствует формированию правильного звукопроизношения и стимулирует развитие слухового восприятия речи, например:
ра, ра, ра – высокая гора
ры, ры, ры –летят комары
ро, ро,ро – новое перо
ру-ру-ру, ру-ру-ру
руки, ружья, кенгуру
ра-ра-ра, ра-ра-ра
рама, рак, гора, нора
ро-ро-ро, ро-ро-ро
роза, роща, рот, перо.
Хорошую помощь при этом также могут оказать ответы на вопросы:
Где растут морковь, помидоры, огурцы?
Чем рубят дрова?
Чем мы пишем?
Чем мы рисуем?
Чем мы раскрашиваем картинки?
Кто каркает?
Кто дает молоко?
И такие задания:
Ведущий (родитель) называет первый слог, а ребенок добавляет слог «ра»:
ко-(ра) иг-(ра) но-(ра) по-(ра) у-(ра) кону-(ра) детво-(ра) жа-(ра).
И, конечно же, при закреплении правильного произношения звуков не обойтись без заучивания потешек и чистоговорок:
У меня завяла роза
Роза вянет от мороза.
Белые бараны стучат в барабаны.
Носорог бодает рогом
Не шутите с носорогом.
Я сегодня утром рано
Умывалась из-под крана.
Жили-были раки
Раки-забияки
Жили раки дружно
Заводили драки.
Таким образом, в результате последовательной работы, после многократного повторения заданий (иногда в течение многих дней), изучаемый звук появляется и в самостоятельной речи ребенка.
Делимся опытом