Приобщение детей средней группы к театрализованной деятельности
Воспитатель
МБДОУ "Детский сад №1 г. Конаково"
Карпик Д.Г.
Приобщение детей средней группы к театрализованной деятельности
В современном обществе резко повысился социальный престиж интеллекта и научного знания. Наши дети знают больше, чем их сверстники 10 - 15 лет назад. Они быстрее решают логические задачи, но они значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, все чаще они проявляют равнодушие и черствость, их интересы ограничены, а игры однообразны. Стремление дать детям знания, научить их читать, писать и считать, мы не развиваем способности чувствовать, думать, творить. У детей часто отсутствует навыки произвольного поведения. Не достаточно развиты память и внимание. Самый короткий путь эмоционального раскрепощения ребенка, снятия зажатости, обучения чувствованию и художественному воображению – это путь через игру, фантазирование, сочинительство. Все это может дать театрализованная деятельность.
Театрализованная деятельность играет важную роль в развитии дошкольников, она вносит разнообразие в их жизнь, дарит радость. Участвуя в театрализованных играх, дети знакомятся с окружающим миром через образы, краски, звуки. Во время игры, ребенок чувствует себя раскованно, свободно, ему легче довериться сказочному герою и слушаться его тоже приятнее.
Мы уделяем большое внимание театрализованной деятельности, так как она помогает воспитателю создать интересную, радостную и непринужденную обстановку в группе.
Целью нашей работы по данному направлению является приобщение детей к театральному искусству.
Исходя из цели, выделили следующие задачи:
- Постепенно развивать игровой опыт каждого ребенка;
- Побуждать интерес творческим проявлениям в игре и игровому общению со сверстниками;
- Знакомить с понятиями нравственности, морали;
- Активизировать и расширять словарный запас детей, совершенствовать звуковую сторону речи;
- Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство прекрасного, даже при подготовке атрибутов, декорации. Побуждать нравственно – эстетические и эмоциональные переживания;
- Создать условия для положительных мотиваций к познанию, общению, творчеству.
В нашей группе театрализованная деятельность организационно пронизывает все режимные моменты, мы включаем её в организованную образовательную деятельность, в совместную деятельность детей и взрослых в свободное время, а также дети с удовольствием используют театрализованные игры в самостоятельной деятельности. Театрализованная деятельность способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее, разнообразнее.
У нас средняя группа. В данном возрасте происходит углубление интереса к театрализованным играм. Работа воспитателя с детьми 4-5 лет должна состоять в поддерживании интереса к театрализованной игре, в его дифференциации, заключающейся в предпочтении определенного вида игры, становлении мотивации интереса к игре как средству самовыражения.
Свою работу по данному направлению мы начали с создания предметно – пространственной развивающей среды в группе. В групповой комнате был оформлен театральный уголок, в который мы поместили:
- маски диких и домашних животных (взрослых и детенышей);
- маски театральных персонажей;
- маленькую ширму для настольного театра;
- костюмы, маски, атрибуты для постановки сказок "Колобок", "Репка", "Теремок", "Зимовье зверей", "Красная шапочка" и другие.
- куклы и атрибуты к обыгрыванию этих же сказок (плоскостной на фланелеграфе, театр картинок, куклы бибабо, перчаточный, пальчиковый, театр теней и др.).
- аудиозаписи музыкальных произведений, записи звукошумовых эффектов.
Также в группе оформили книжный уголок с произведениями соответствующими возрасту, пополнили методическую копилку картотекой театрализованных игр, этюдов, пальчиковых, артикуляционных гимнастик, сценариями сказок.
Приобщать детей к театральному искусству мы начали с просмотра кукольных спектаклей и драматизаций сказок, показанные воспитателем и детьми старшего дошкольного возраста. Здесь очень важна интонационная выразительность речи актеров, использования выразительных средств театра (мимика, жесты, движения). Все это является необходимым для развития творческих способностей детей и развития интереса к театрализованным деятельности.
Нам была оформлена папка "Виды театров", благодаря которой познакомили детей с понятием театр (здания, афиши, фойе, сцена, зал), его разновидностями. Неоднократно обсуждали с детьми следующие проблемы: "Какие существую правила поведения в театре?", "Кто их должен соблюдать и почему? ", "Можно ли опаздывать к началу спектакля? ", "Можно ли разговаривать во время действия?", "Как выразить свою благодарность артистам за их труд и доставленное удовольствие? ".
Вместе с тем с детьми начали осваивать разные виды театра: театр мягкой игрушки, деревянный, конусный, пальчиковый театр, театр ложек и пр. Дети показывают постановки по знакомым художественным произведениям. Для игр – драматизаций предлагаем детям произведения "Три медведя", "Путешествия к солнышку", "Сказка о глупом мышонке", "Репка", "Кошкин дом", "Колобок", "Курочка Ряба".
В нерегламентированное время ежедневно в режим дня включали театрализованные игры, направленные на развитие интереса к театрализованной деятельности, формирования выразительности речи, интеллектуального, коммуникативного, художественно — эстетического воспитания, способствующие развитию музыкальных и творческих способностей ("Наш зоопарк", игра с движением "Встали рано просо сеять", Игра-разминка "Курочки и петушки" и многие другие).
Кроме, того в детском саду систематически проводятся развлечения и праздники, где дети принимают активное участие, эмоционально выражают свое настроение, участвуя в сценках, исполняют знакомые песни и танцы. В музыкальных играх мимикой и жестами передают характер персонажа.
С целью вовлечения родителей в творческий процесс развития театрализованной деятельности детей использовали следующие формы работы с родителями по данному направлению:
- Анкетирование родителей;
- Индивидуальные беседы по вопросам приобщения детей к театрализованной деятельности;
- Представление наглядной информации: Папка- передвижка: "Как устроить домашний театр для детей", "Играйте вместе с детьми".
- Памятки для родителей "Условия для развития театральных игр".
- Совместное изготовление различных видов театров, атрибутов и костюмов для театрализованных игр;
- Участие родителей в театрализованных представлениях в качестве актёров.
Результатом нашей работы стало то, что дети все больше проявляют свои творческие способности, становятся более раскрепощенными и общительными, средствами театрализованной деятельности раскрывают свой внутренний мир. Активизировался словарь детей, её интонационный строй, улучшается диалогическая речь. Дети овладевают в соответствии с возрастом техникой управления куклами различных видов театра.
Анализируя свою работу, дальнейшую перспективу видим в разработке долгосрочного проекта по театрализованной деятельности, пополнения театрализованного уголка куклами марионетками и ростовыми куклами.
Список литературы:
1. Антипина Е.А. Театрализованная деятельность в детском саду. М.: Сфера, 2009. 128 с.
2. Веракса Н.Е. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М.: Мозайка – синтез, 2014. 368 с.
3. Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности: Средняя группа. М.: Мозайка – синтез, 2015. 160 с.
4. Сорокина Н.Ф. Куклы и дети: кукольный театр и театрализованные игры для детей 3-5 лет. М.: Линка – Пресс, 2012. 240 с.
5. Щеткин А.В. Театральная деятельность в детском саду для занятий с детьми 4-5 лет. М.: Мозаика-синтез, 2010. 144 с.
Делимся опытом