0+
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад №1 г.Конаково"

Игры по совершенствованию произносительной стороны речи

Игры по совершенствованию произносительной стороны речи

   Звукопроизношение — способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями. Дошкольный возраст является важным этапом в овладении звуками.

1 год Пересказ

С 1-2 лет пересказывать ребенку истории, используя картинки. Объяснять. Много раз рассказывать одно и тоже.

С 3 лет просить ребенка пересказывать прочитанное, увиденное, пережитое. Задавать наводящие вопросы.

 1 г. 6 мес Игра «Продолжи» Со временем ребенок должен научиться заканчивать фразу словом в скобках:

ЧА-ЧА-ЧА- сидит зайчик у (врача)

ЖА-ЖА-ЖА- я нашел в лесу (ежа)

ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ- есть хотят (птенцы) и т.д.

Игра «Кто как говорит?» (1 год 6 месяцев) Учиться проговаривать звуки.

Ж-Ж-Ж - жук жужжит

З-З-З - комар

Ы-Ы-Ы - пароход гудит

Ф-Ф-Ф - ветер воет

Ш-Ш-Ш - змея шипит и т.д.

Чистоговорки, поговорки, стихи на "сложные звуки" (2 года)

Тише, мыши.

Тише, мыши.

Кот сидит на нашей крыше.

Мышка, мышка, берегись!

И коту не попадись.

***

Жу- жу-жу-жу.

Я на ветке сижу

Я на ветке сижу

Букву "ж" все твержу.

И т.д.

2 года Диалоги

Учиться отвечать на вопросы, пересказывать услышанное. Помните, что природой не заложено в ребенке такого свойства: задавать вопросы. Ребенок учится задавать вопросы у Вас. Чем Вы сами будете больше задавать вопросы, как непосредственно ребенку, так и просто в его присутствии - тем быстрее ребенок научится задавать вопросы. А это очень важный и нужный скачок в развитии.

3 года Из чего сделано?

Объяснить Ребенку, что предметы могут быть сделаны из бумаги, металла, картона, дерева, резины и т.д. Показать примеры, а потом показывать незнакомые предметы и спрашивать из чего они сделаны.

4 года. Игра «Определи, какой звук встречается чаще всего»

У ежа - ежата,

У ужа – ужата    (ж)

Гусь Гона и гусь Гага

Друг без друга ни шага    (г)

Доскажи рассказ

Прочитать ребенку начало рассказа и предложить продолжить его. При этом важно, чтобы дальнейшим развитием сюжета он подтвердил название рассказа.

Дополнить предложение

Просить ребенка закончить предложения:

Дети поливают цветы на клумбах, потому что...

На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что...

Зимой медведь спит, потому что...  

Игра "Говори наоборот" Взрослый говорит: "большой". Ребенок должен сказать: "маленький" и т.д. (сильный – слабый, высокий - низкий...).

4-6 лет Развитие слуха

Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае пригодятся следующая группа упражнений.

Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).

Задание №1. "Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).

Задание №2. "Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).

Игры и упражнения для развития речи:

 "Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).

"Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).

Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.

1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".

Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.

Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.

2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".

Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д. Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.

"Придумай новое слово".

Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".

Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.

Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.

Развитие словарного запаса

Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.

"Игра в слова". Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).

"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"

железо -

бумага -

дерево -

снег -

пух -

стекло –

Игра "Уменьшение".

Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".

трава, рука, плечо, солнце, банка;

стул, книга, флаг, чашка, шапка.


Возврат к списку

© 2012 МБДОУ д/с № 1
Контактная информация

Адрес: 171252, Россия, Тверская область, г. Конаково, ул. Энергетиков, д.26

Телефон, факс: 8 (48242) 4-38-14, 4-39-10.   Министерство образования и науки РФ Министерство образования Тверской области

Яндекс.Метрика

Использование материалов сайта согласуется с администрацией учреждения.