Игры по совершенствованию произносительной стороны речи
Игры по совершенствованию произносительной стороны речи
Звукопроизношение — способность правильно воспроизводить звуки родного языка. Неточность их произношения отрицательно отражается на восприятии и понимании речи слушателями. Дошкольный возраст является важным этапом в овладении звуками.
1 год Пересказ
С 1-2 лет пересказывать ребенку истории, используя картинки. Объяснять. Много раз рассказывать одно и тоже.
С 3 лет просить ребенка пересказывать прочитанное, увиденное, пережитое. Задавать наводящие вопросы.
1 г. 6 мес Игра «Продолжи» Со временем ребенок должен научиться заканчивать фразу словом в скобках:
ЧА-ЧА-ЧА- сидит зайчик у (врача)
ЖА-ЖА-ЖА- я нашел в лесу (ежа)
ЦЫ-ЦЫ-ЦЫ- есть хотят (птенцы) и т.д.
Игра «Кто как говорит?» (1 год 6 месяцев) Учиться проговаривать звуки.
Ж-Ж-Ж - жук жужжит
З-З-З - комар
Ы-Ы-Ы - пароход гудит
Ф-Ф-Ф - ветер воет
Ш-Ш-Ш - змея шипит и т.д.
Чистоговорки, поговорки, стихи на "сложные звуки" (2 года)
Тише, мыши.
Тише, мыши.
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись!
И коту не попадись.
***
Жу- жу-жу-жу.
Я на ветке сижу
Я на ветке сижу
Букву "ж" все твержу.
И т.д.
2 года Диалоги
Учиться отвечать на вопросы, пересказывать услышанное. Помните, что природой не заложено в ребенке такого свойства: задавать вопросы. Ребенок учится задавать вопросы у Вас. Чем Вы сами будете больше задавать вопросы, как непосредственно ребенку, так и просто в его присутствии - тем быстрее ребенок научится задавать вопросы. А это очень важный и нужный скачок в развитии.
3 года Из чего сделано?
Объяснить Ребенку, что предметы могут быть сделаны из бумаги, металла, картона, дерева, резины и т.д. Показать примеры, а потом показывать незнакомые предметы и спрашивать из чего они сделаны.
4 года. Игра «Определи, какой звук встречается чаще всего»
У ежа - ежата,
У ужа – ужата (ж)
Гусь Гона и гусь Гага
Друг без друга ни шага (г)
Доскажи рассказ
Прочитать ребенку начало рассказа и предложить продолжить его. При этом важно, чтобы дальнейшим развитием сюжета он подтвердил название рассказа.
Дополнить предложение
Просить ребенка закончить предложения:
Дети поливают цветы на клумбах, потому что...
На деревьях не осталось ни одного листочка, потому что...
Зимой медведь спит, потому что...
Игра "Говори наоборот" Взрослый говорит: "большой". Ребенок должен сказать: "маленький" и т.д. (сильный – слабый, высокий - низкий...).
4-6 лет Развитие слуха
Если ребенок слабо различает звуки на слух, искаженно произносит или заменяет их на другие, то он не сможет четко представить себе звуковой облик самого слова. В этом случае пригодятся следующая группа упражнений.
Упражнение №1. "Назови слова" (для развития слуховой дифференцировки).
Задание №1. "Назови как можно больше слов, которые начинаются на звук А" (Т, О, Р, К и т.д.).
Задание №2. "Назови как можно больше слов, которые заканчиваются на звук П" (И, О, С, Л и т.д.).
Игры и упражнения для развития речи:
"Назови как можно больше слов, в середине которых есть звук Л" (Н, Э, Г, Б, Ф и т.д.).
"Хлоп-хлоп" (обучение звуковому анализу слова).
Это упражнение также имеет несколько вариантов задания.
1. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, которое начинается со звука С (В,О, Г, Д, Ш и т.д.), сразу хлопнешь в ладоши".
Вариант: ребенок должен "поймать" звук, на который слово заканчивается, или звук в середине слова.
Дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, ком, тарелка, хлеб, дождь, липа, лампа, речка, волосы и т.д.
2. "Сейчас я буду называть тебе слова, а ты, как только услышишь слово, в котором есть звук К, хлопни в ладоши 1 раз. Если услышишь в слове звук Г - хлопни 2 раза".
Лучше начинать упражнение в медленном темпе, постепенно увеличивая скорость. Корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал, толкнул и т.д. Это упражнение заодно поможет вам проверить, как у ребенка обстоят дела с реакцией.
"Придумай новое слово".
Задание: "Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым".
Слова для изменения: сон, сок, пил, мел.
Слова для изменения первого звука: точка, лук, лак, день, педаль, макет.
Слова для изменения последнего звука: сыр, сон, сук, мак, стоп.
Развитие словарного запаса
Качество и количество словарного запаса ребенка во многом определяют уровень развития речи в целом. Вам очень важно уделять внимание как пассивному (то есть тем словам, которые хранятся в запасе памяти), так и активному (слова, которые постоянно используются) словарному запасу. Очень важно, чтобы ребенок знал, какие значения есть у слова, умел правильно употреблять его в самостоятельной речи. Этому помогут предлагаемые здесь упражнения.
"Игра в слова". Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты" (овощи, деревья, цветы, диких и домашних животных и птиц, игрушки, инструменты, мебель, профессии и т.п.).
"Скажи, если предмет сделан из железа, то как он называется, какой он?"
железо -
бумага -
дерево -
снег -
пух -
стекло –
Игра "Уменьшение".
Задание: "Скажи мне, как будет называться маленький предмет? Маленький мяч - это мячик, а маленький стол - ...".
трава, рука, плечо, солнце, банка;
стул, книга, флаг, чашка, шапка.
Делимся опытом