Откуда взялись считалки и зачем они нужны детям?
Откуда взялись считалки и зачем они нужны детям?
По некоторым мнениям считалки еще в древние времена помогали справедливо распределять работу. Другие предполагают, что наши предки, боясь обидеть могучие силы природы, предпочитали пересчитывать добычу в иносказательной форме, чтобы не вызвать зависть богов и не накликать беды на следующей охоте.
Представляя собой рифмованный короткий стих с ярким ритмом, считалки используются детьми для распределения ролей в играх, помогают определить, кто должен «водить» или наоборот кто должен покинуть игру и т.п.
Когда и как появились многочисленные популярные считалки, которыми пользовалось поколение современных родителей, остается открытым вопросом, однако очевидно, что сегодняшние считалки гибко изменяются, отражая интересы и знания современных детей. Это дает возможность предположить, что считалки являются фольклорным жанром, который и сегодня продолжает распространяться «из уст в уста».
Имеет ли смысл считалка, или это скорее «засорение» детской памяти ненужной информацией?
Безусловно, считалка помимо своего прямого назначения – «распределять роли», отыгрывает важную роль в развитии ребенка.
Откуда взялись считалки и зачем они нужны детям? Прежде всего, считалки активно используют современные родители и педагоги для обучения и развития детей младшего дошкольного возраста. Казалось бы, зачем учить считалки, если дети такого возраста еще не играют в коллективные и ролевые игры? Однако ритм и смысловая нагрузка считалок позволяет в игровой форме знакомить малыша с математическим счетом, вырабатывать ощущение ритма, развивать память. Проговаривание детских считалочек, дополненных определенными движениями, способствует развитию координации движения и моторики детей. Существует множество считалочек обучающих счету. Пересчитывая с ребенком окружающие предметы можно легко обучить количественному счету.
Образы, разворачивающиеся в сюжете считалки, стимулируют креативное мышление ребенка, который включает свою фантазию и рисует в вображении яркие картинки.
Появление подвижных и ролевых игр в жизни ребенка требует от него умения сопоставлять свои желания с правилами, установленными коллективом. Считалка готовит ребенка к тому, что принятие определенных правил, умение находить компромиссы и действовать в соответствии с ними, является законами социума.
Ребенок, знающий множество считалок, а особенно, так званные «длинные» формы считалок, оказывается в особом положении, и может проявить себя в роли лидера и организатора детских игр.
Еще одним интересным наблюдением психологов является особая форма проведения ритуала «считалки». Часто дети при пересчете по очереди дотрагиваются до груди каждого участника, что способствует формированию дружеского расположения и доверительных отношений.
Принимая правила игры, выпавшая не очень приятная «игровая роль» учит ребенка активизировать волевые усилия, выполнять взятые на себя обязательства.
Использование игр-считалок, способствуют тренировке памяти и внимания малышей.
Считалки на иностранных языках позволяют ребенку в игровой форме с удовольствием получать знания и обогащать словарь.
Список литературы
1. Степаненкова Э.Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с. С. 78-81.
2. Арзамасцева И.Н. Детская литература. - М., 2007
3. Кузнецова. Н.И., Мещерякова М.И., Арзамасцева И.Н. Детская писатели. Справочник для учителей и родителей. - М., 1995
4. Литература и фантазия. Сост. Л. Стрельцова. - М., 1992
Делимся опытом