Конспект НОД по познавательному развитию
Цель:
- познакомить детей со свойствами воздуха (невидим, не имеет запаха, может двигается, занимает место, легкий);
- формировать представления детей о значении воздуха;
- развивать познавательную активность в процессе экспериментирования;
- активизировать речь и обогащать словарь (воздух бесцветный легкий).
Предварительная работа: наблюдение за воздухом на прогулке, отгадывание загадок.
Оборудование: листы бумаги, воздушные шары на каждого ребенка.
1 надутый шар, пластиковые прозрачные стаканчики.
Игрушка – марионетка ( Петрушка).
Ход НОД.
Воспитатель: ребята, а что находится вокруг нас?
Дети отвечают.
Воспитатель:
Возьмите лист бумаги помашите им перед собой. Что вы почувствовали? (ветерок). Я вам расскажу, как возникает ветер (это движение воздуха).
Воспитатель :
И так, что же находится вокруг нас?
Дети: воздух
Воспитатель:
Ребята сегодня к нам в гости пришел Петрушка и принес вам подарки вот они (показываем 2 шарика один надутый, второй сдутый).
Воспитатель:
Петрушка, а что случилось? У тебя один шарик веселый, толстый, а другой худой и грустный (Петрушка пожимает плечами).
Воспитатель:
Не расстраивайся Петрушка. Садись рядом с ребятами и ты узнаешь много интересного. Сегодня мы будем говорить о воздухе.
Ребята, как вы думаете, почему второй шар у Петрушки такой худой и грустный?
Ответы детей.
Воспитатель: В нем нет воздуха, он сдулся. А что надо сделать, чтобы шарик опять стал толстым и весёлым?
Ответы детей.
Воспитатель: Как вы думаете, что будет внутри шарика, после того, как мы его надуем? Правильно воздух. Откуда же берется воздух? Мы его вдыхаем.
Давайте вместе с вами попробуем вдохнуть и выдохнуть воздух.
Выполняется дыхательная гимнастика 3-4 раза (вдыхать надо правильно через нос, а выдыхать через рот).
Теперь подставь ладошку ко рту, вдохнем и выдохнем (упражнение выполняется 3-4 раза). Что вы почувствовали?
Ответы детей.
Воспитатель:
Воздух движется. А теперь давайте надуем каждый свой шар, чтобы они были круглыми и упругими.
Дети: выполняют упражнения.
Воспитатель:
Ребята, сегодня я хочу взять вас собой в исследовательскую экспедицию. Вы теперь исследователи, нам предстоит проделать немало опытов. И узнаете много интересного и нового о воздухе.
Опыт 1: Посмотрите, я опускаю надутый шарик отверстием вниз в тазик с водой и разжимаю пальцы, а другой ручкой поддерживаю шарик. Что появляется в воде?
Ответы детей:
Воспитатель:
Откуда взялись пузырьки? А это из шарика выходит воздух. Откуда появился воздух в шарике? Мы его вдохнули. А теперь проделайте такой опыт самостоятельно.
Я вижу вы уже устали нам надо отдохнуть.
Физкультминутка:
« Совушка - сова»
Совушка – сова
Большая голова,
На пеньке сидит, дети приседают.
Головой вертит, дети выполняют повороты головы.
Во все стороны глядит,
Да как полетит ! дети поднимают руки вверх.
Воспитатель:
И так воздух мы вдыхаем и выдыхаем. Вокруг нас воздух . Для чего он нужен человеку? А человеку он нужен, чтобы дышать. Ребята, а вот Петрушка говорит, что он может обойтись и без воздуха. Разве это так? Давайте проверим?
Опыт 2:
Дети вдохните и попробуйте не дышать, кто сколько сможет. И ты Петрушка выполняй вместе с ребятами. А я буду считать.
Петрушка: «Ой, Ой! Я лучше буду дышать!». Я понял, что без воздуха и правда жить невозможно!
Воспитатель:
Правильно Петрушка без воздуха жить нельзя. Ребята, а кому еще кроме людей нужен воздух?
Ответы детей: животным, растениям, птицам.
Воспитатель: А мы видим воздух?
Дети: нет
Воспитатель: Значит воздух, какой?
Дети: невидимый.
Воспитатель: А как вы думаете, воздух есть внутри нас?
Ответы детей.
Воспитатель:
Давайте проверим.
Опыт 3:
Посмотрите, я беру трубочку, опускаю в стакан с водой и дую в нее. Что происходит?
Дети: появились пузырьки.
Воспитатель:
А теперь вы попробуйте со своими трубочками. Откуда появились пузырьки?
Ответы детей.
Воспитатель:
Конечно, мы выдыхаем воздух, и он выходит пузырьками. Значит, что внутри нас?
Дети: Воздух.
Воспитатель:
А у воздуха есть запах? Вдохните (дети выполняют действия), запаха нет.
А вот Петрушка говорит, когда его бабушка печет пирожки, то он чувствует запах воздуха. Это не так. Посмотрите, я возьму апельсин начну его очищать, что вы чувствуете?
Дети: пахнет апельсином.
Воспитатель:
Это пахнет не воздух, а такой запах идет от апельсиновой корки. Вот почему мы чувствуем запахи, они передаются воздухом.
Вот так Петрушка, ты заблуждался.
Петрушка: Да я много узнал, спасибо вам ребята.
Воспитатель:
Ну вот наши исследования закончились. Вы сегодня молодцы, старались. И в заключении я предлагаю вам поиграть в игру «Кому нужен воздух». Игра проводится 2- 3 раза.Делимся опытом